Как и почему меняется понятие роскоши в современном мире.
Лот №25 на аукционе Christie's Looking Forward to the Past, который состоится в Нью-Йорке в мае, скорее всего, вызовет огромный интерес по единственной причине, и эта причина — не исторические значение аукциона и не всемирная слава его создателя. Все дело в ценах.
Картина Пикассо «Алжирские женщины» (Версия «О»), написанная в 1955 году как дань уважения Матиссу, по ожиданиям, должна превысить порог в 142 млн долларов — наивысшая цена для проданной с молотка картины. Если это произойдет, то только подтвердит факт, что сливки арт-рынка окончательно сошли с ума.
За неделю до этого Sotheby's продаст полотно Ван Гога «Аллея Алискамп», по предварительным оценкам, за 40 млн долларов, а картину Роя Лихтенштейна «Кольцо (помолвка)» за 50 млн долларов.
Редактор Spear's, журнала для представителей социального класса, который может позволить себе яхты и картины Пикассо, Джош Сперо говорит:
«Цены многих этих работ несопоставимы с их художественно-исторической ценностью. Сейчас все сводится к „мой Джакометти больше твоего Джакометти“. Вы действительно получите от этой картины удовольствие на 140 млн долларов? Сомневаюсь. Но при этом вы знаете, что смогли перебить цену трех американских управляющих хедж-фондами и одного русского олигарха».
В каком-то смысле ничего не изменилось. В середине 80-х на некоторых аукционах цены на Пикассо, Сезанна и Ван Гога больше напоминали телефонные номера. В те времена покупатели были в смокингах и работали на японские банки. Теперь вечерние наряды не надевают, а клиенты приезжают отовсюду, от Дубровника до Дубая и еще дальше. Но, как и 30 лет назад, мы по-прежнему покупаем не картины, а символы статуса.
В последние годы, впрочем, количество богатых людей по всему миру увеличилось — и так же пропорционально увеличился рынок товаров сектора люкс, распространяясь как вниз, так и вверх по ценовой шкале. На каждую картину типа «Алжирских женщин» приходятся тысячи дизайнерских сумочек, эксклюзивных украшений, коллекций редких марок или винтажных машин. Бум так называемых альтернативных инвестиций случился в последние пять лет. В этот период общий фондовый индекс FTSE увеличился на 31%, но, по данным агентства недвижимости Knight Frank, стоимость часов выросла на 49%, предметов искусства на 61%, бриллиантов на 73%, а винтажных машин на 140%.
21 апреля во Флоренции открылась первая конференция по сегменту люкс Condé Nast International Luxury Conference — с полным аншлагом. Организаторы утверждают, что «растущие рынки с новообретенной покупательной способностью задают понятию „сегмент люкс“ новое значение».
Дело даже не только в возросшем количестве богачей — в особенности русских и китайцев, — которое повлияло на рост разнообразия статусных товаров. К этому нужно прибавить еще и двойную нагрузку в виде мизерных кредитных ставок в США и Европе, что сделало невозможным заработать на сбережениях, а также внезапный обвал еврозоны, в которой осталось слишком мало пригодных для инвестирования мест. Пару недель назад Techno-Classica, автошоу в немецком Эссене, представило сотни классических машин, которые ушли за совершенно сумасшедшие деньги. Основатель Historic Automobile Group Дитрих Хатлапа говорит:
«Там было столько народу, что было просто не войти».
Два Porsche Carrera GT были выставлены на продажу по цене более миллиона фунтов каждая, при том что всего 18 месяцев назад они стоили 500 тыс. фунтов. Хатлапа добавляет: