Банк России сохранит на завтрашнем заседании ключевую ставку без изменений на уровне 11% годовых, считает абсолютное большинство опрошенных ТАСС аналитиков.
Прекратить тренд на снижение ставки регулятор будет вынужден из-за обвалившегося рубля и возможного повышения учетной ставки ФРС США, поднять ставку не даст углубляющаяся рецессия в экономике. Таким образом, выбора у регулятора при принятии 11 сентября решения по уровню ставки не существует, уверены эксперты.
Эксперты впервые были практически единогласны, предсказывая решение регулятора по ставке. 15 аналитиков (из ВТБ Капитала, ЮниКредит Банка, Уралсиб Кэпитал, ЦМИ Сбербанка, БКС, Альфа-банка, Nordea, ING, Открытие Капитал, УК "Капиталъ", НИУ ВШЭ, УК "Ронин Траст", Райффайзенбанка, BofA Merrill Lynch и Ренессанс Капитал) уверены в сохранении ставки на текущем уровне 11%. И лишь один аналитик (из Газпромбанка) считает более вероятным продолжение курса на снижение, хотя и минимальным шагом в 0,25 пп.
Чиновники, банкиры и бизнес перед заседанием совета директоров ЦБ РФ традиционно призывают регулятора к снижению ставки до однозначных докризисных значений. По мнению помощника президента Андрея Белоусова, такое действие само по себе станет условием для привлечения инвестиций. В свою очередь, министр экономического развития Алексей Улюкаев отмечает, что, несмотря ни на что, возможности для снижения ставки сохраняются.
Угроза для инфляции
Банк России при принятии решений о ключевой ставке руководствуется политикой инфляционного таргетирования. Регулятор может снижать ставку лишь при условии стабильных потребительских цен и умеренных инфляционных ожиданиях. Сейчас эти условия не выполняются. По данным Росстата, на 7 сентября годовая инфляция в РФ снизилась незначительно: до 15,6% против 15,8% на конец июля. Инфляционные ожидания в июле сохранились на уровне июня. В свою очередь, рассчитываемая ЦБ РФ трендовая инфляция в июле выросла до 11,6%, что на 0,1% пункта выше показателя июня.
Важным фактором разгона инфляции является произошедшая в августе 20-процентная девальвация рубля, которая еще не успела полностью отразиться на инфляции. Официальный курс рубля к доллару за полтора месяца снизился с 58,99 рубля за доллар до 68,79 руб/долл. По оценкам Минфина, падение рубля внесло основной вклад в августовскую инфляцию и продолжит на нее влиять в сентябре. Ослабление рубля, в свою очередь, было вызвано падением цен на нефть: за полтора месяца они опустились с $52,85/барр до $47,63/барр для марки Brent, при этом в моменте торговались ниже отметки $43 долл/барр.
"По-хорошему при таком курсе рубля и такой инфляции в августе ЦБ, таргетирующий инфляцию, мог бы ставку и поднять", - считает директор ЦМИ Сбербанка Юлия Цепляева, которая однако не думает, что Банк России пойдет на такие меры. Вторым важным сигналом для Банка России является высокая вероятность повышения учетной ставки ФРС США. "За повышением учетной ставки ФРС может последовать новая волна снижения цен на нефть, и соответственно, новая волна обесценения валют, прежде всего развивающихся рынков", - поясняет Цепляева. При этом она считает более вероятным повышение учетной ставки ФРС в октябре, чем в сентябре. А значит, теоретически у Банка России пространство для маневра сохраняется.
Как ожидается, ужесточение денежно-кредитной политики США может произойти уже 17 сентября, когда ФРС может впервые с 2008 года изменить учетную ставку с ее текущего исторически самого низкого уровня 0-0,25%. Принятие этого решения возможно в случае уверенности монетарных властей США в восстановлении своей экономики и приведет к удорожанию доллара на мировых рынках и окажет давление на нефть и валюты развивающихся стран. Повышение ставки ФРС вкупе с падающими ценами на нефть и замедлением китайской экономики вместе являются крайне негативными условиями для России. По оценкам ЦМИ Сбербанка, в случае совместной реализации этих рисков рубль может ожидать новая волна девальвации.
Главный аналитик Нордеа Банка Дмитрий Савченко придерживается другого мнения о необходимости поддержки рубля в пятницу. "Я не считаю, что ставку стоит повысить, несмотря на ослабление рубля за последний месяц. Инфляция продолжит снижаться и к началу следующего года станет однозначной. Именно поэтому Центральному банку пока не стоит усердно защищать рубль", - считает он.
Участники рынка ожидают снижения ставки 11 сентября. 3-месячная ставка MosPrime с момента предыдущего собрания снизилась на 0,44% пункта, что отражает ожидания по снижению ставки примерно на эту величину.
ЦБ экономике не помеха
С начала года регулятор снижал ставку пять раз, на каждом заседании совета директоров. При этом причинами таких решений неизменно было "смещение рисков в сторону охлаждения экономики". Дорогие кредиты в начале года фактически остановили кредитование. Со снижением ставки влияние этого фактора стало постепенно уменьшаться, хотя перспективы экономического роста по-прежнему туманны. Во втором квартале ВВП РФ упал на 4,6% против 1,9% в первом квартале.
Бизнес по-прежнему жалуется на недоступность кредитов, однако теперь виноват не регулятор, а банки. "Сейчас головная боль предпринимателей - не банковская кредитная ставка и тем более не ключевая ставка Банка России, а отсутствие реальной возможности получить банковский кредит в связи с резким ужесточением требований кредитных организаций к заемщикам", - поясняет сопредседатель комитета "Деловой России" по денежно-кредитной политике Владимир Гамза.
"Финансовые и валютные риски (с момента прошлого заседания ЦБ) выросли, но баланс рисков по-прежнему смещен в сторону экономического роста", - уверен главный экономист Газпромбанка Максим Петроневич, который рекомендует регулятору все же пойти на минимальное снижение ставки в 0,25% пункта.
Важным аргументом в пользу такого решения, по его мнению, является возвращение нормы сбережений к докризисным уровням. Привлекаемые сегодня банками средства населения по относительно высоким ставкам не идут на кредитование экономики, а направляются ими на пополнение рублевой и валютной ликвидности, а также снижение доли ЦБ в собственном фондировании. Изъятые таким образом из экономики деньги принесли больше бы пользы, если бы шли на потребление. "Постепенное снижение ставки могло бы дестимулировать процесс сбережений и направить часть ресурсов на потребление", - прогнозирует Петроневич.
Даже если в снижении ставки есть смысл с точки зрения поддержки экономики, Банку России сейчас нельзя идти на это с точки зрения политики регулятора по управлению ожиданиями рынка. Так считают старший экономист "Открытие Капитала" Дарья Исакова и ведущий эксперт НИУ ВШЭ Николай Кондрашов. "Одна из причин того, что мы так хорошо пережили новую волну девальвации, - это предсказуемость ЦБ. Ожидания участников рынка и действия регулятора согласованы в настоящее время гораздо лучше, чем в прошлом году. Однако это благоприятное состояние очень хрупкое. И если Центробанк предпримет непоследовательный шаг и, например, начнет повышать ставки без убедительной аргументации, то это может усилить неопределенность и значительно снизить прогнозируемость монетарной политики", - уверена Исакова.
Аналитики за последние полтора месяца в основном ухудшают свои прогнозы по степени снижения ставки до конца года. Теперь большинство из них склоняются к тому, что регулятор будет более консервативен в условиях нарастающей макроэкономической нестабильности и может сохранить ставку на уровне 11% до конца года.