Соединенные Штаты частично приостановили действие санкций в отношении ряда белорусских компаний. Как объявил сегодня минфин США, решение будет действовать с 30 октября текущего года по 30 апреля 2016 года и распространяется на компании "Белорусский нефтяной торговый дом" (БМТД), "Белнефтехим" и ее филиал в США, "Белшина", "Гродно Азот", "Гродно Химволокно", "Лакокраска", ОАО "Нафтан", "Полоцк Стекловолокно".
Разрешено все, что не запрещено
В уведомлении, распространенном профильным подразделением минфина - Управлением по контролю над иностранными активами (OFAC), - указывается, что с 30 октября "все операции, запрещенные исполнительным указом 13405" о введении американских санкций против этих компаний, а также их дочерних предприятий и активов, принадлежащих им более чем наполовину, "разрешаются", если не подпадают под особо оговоренные исключения.
Что касается упомянутых исключений, первое из них состоит в том, что "любая собственность" и активы названных компаний, которые были блокированы в рамках санкционного режима, "остаются блокированными и не могут быть переданы, выплачены, экспортированы, изъяты или как-либо иначе использованы".
Во-вторых, делается оговорка, что данная "генеральная лицензия" не разрешает никакие прямые или косвенные сделки с другими лицами, находящимися под американскими санкциями, даже при посредстве перечисленных компаний.
В-третьих, "американским лицам", вступающим в деловые отношения с перечисленными компаниями, предписывается подробно отчитываться перед госдепартаментом США о таких сделках или пакетах сделок на общую сумму свыше $10 тыс. В документе даже перечислено, какие именно сведения должна содержать подобная отчетность.
Оговорено, что решение о приостановке санкций может быть как "продлено" на срок после 30 апреля будущего года, так и "отменено".
Вернут ли американцы деньги украинской компании
Как конкретно будет выполняться данное решение, покажет будущее. Но, конечно, смягчение американских санкций вселяет надежды в тех, кто от них страдал, в том числе и невольно.
Так, в частности, на днях федеральный суд США в Вашингтоне отклонил иск украинской топливной компании "ОККО" к минфину США по поводу взаимоотношений "ОККО" с БМТД. Дело в том, что в апреле 2012 года украинцы решили принять участие в аукционе по продаже нефтепродуктов, устраивавшемся белорусами, и перечислили им залог в 200 тыс. евро. Но сделали они это через украинскую "дочку" американского "Ситибанка" (Citibank). Последний отчитался перед своим минфином, и когда выяснилось, что компания-адресат перевода находится под санкциями, деньги были заморожены.
Пытаясь их вернуть, "ОККО" доказывала, что не знала о санкциях и не собирается впредь сотрудничать с БМТД. Однако, ничего не помогало. Суд в своем решении указал, что для ареста денежных средств в данном случае было вполне достаточно того, что белорусская компания имела "интерес" в их получении.
Любовная записка OFAC
Даже в самих США некоторых специалистов поражает абсурдность такого подхода. Так, в комментарии, размещенном в сетевом ресурсе ExportLawBlog ("Экспортлоблог" - "Блог по экспортному праву") указывалось, что деньги у "ОККО" мог, к примеру, похитить хакер, находящийся под американскими санкциями. Если бы он положил их на свой счет в американском банке, то вернуть их оттуда было бы невозможно без согласия властей США.
В этом контексте постановление суда по делу "ОККО против Лью", то есть министра финансов США Джейкоба Лью, оценивалось в комментарии, как "любовная записка, адресованная OFAC".
Корр. ТАСС в этой связи поинтересовался у опытного американского юриста, занимающегося такого рода делами, как долго украинцы в подобной ситуации могли бы дожидаться своих денег. В ответ он напомнил, что санкции против Кубы, на основании которых также замораживались любые активы, до которых "могли дотянуться" власти США, оставались в силе более полувека.