суббота, 18 июня 2016 г.

Бюджетная арифметика опять меняется

Несмотря на то что содержательные решения по бюджетной конструкции на 2017-2019 годы будут приниматься осенью, бюджетная тема стала главной для открывшегося Санкт-Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ). Главные новости в этой сфере — обещание ЦБ удерживать ключевую ставку на 1% выше равновесной на каждый дополнительный процент ВВП бюджетного дефицита в 2017 году и обещание Минфина привлечь в том же году для финансирования дефицита Фонд национального благосостояния. Таким образом органы власти намерены выполнять теоретически невыполнимое решение совещания у премьер-министра 15 июня — не сокращая далее госрасходы, удержать дефицит-2017 в пределах 3% ВВП.

Обсуждение будущего бюджетной политики стало ключевой темой ПМЭФ не случайно. С одной стороны, все основные содержательные решения в этой сфере можно принимать в начале осени: уже в апреле 2016 года на правительственных совещаниях было зафиксировано, что бюджет-2016 правится, а бюджет-2017-2019 вносится уже в новую Госдуму, которая будет готова полноценно работать с конца октября. Это открывает поле для широкой торговли по бюджетной конструкции — и ПМЭФ, несомненно, является лишь эпизодом в ней. С другой стороны, дискуссия о том, что же именно сокращать в расходах бюджета даже на 2016 год, большинством ведомств считается совершенно не законченной. Так, по данным "Ъ", глава Генпрокуратуры Юрий Чайка 15 июня обратился к премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой уже сейчас "разморозить" 10% бюджетных ассигнований, замороженных Минфином в общем порядке в начале 2016 года. Цена вопроса — 1 млрд руб.

При этом на совещании у премьер-министра 15 июня, по данным "Ъ", в рабочем порядке определена совершенно неработоспособная конструкция будущего бюджета. При цене нефти в $40 за баррель до 2019 года предлагается сверстать бюджет на 2017-2019 годы исходя из уровня расходов 2016 года (по действующему нескорректированному закону с расходами в 16 трлн руб.).

При этом уровень дефицита бюджета на 2017 год предлагается сохранить на уровне не выше 3%, а Минфину и Минэкономики надлежит согласовать с ЦБ целевой показатель инфляции на 2017 год.

Напомним, в неисправленном законе о бюджете на 2016 год заложены цены на нефть на 20% выше, чем предложенные $40 за баррель. Исходя из этого даже без учета средств на санацию ВЭБа дефицит бюджета-2016 весной этого года аналитики Fitch, исходившие как раз из $40 за баррель как среднегодовой цены нефти, оценивали в 3,9% ВВП. Для сохранения показателя дефицита в 3% в 2017 году с такими вводными Белому дому мог бы помочь только альтернативный учебник арифметики. Если же учесть, что со средствами от приватизации в 2016 году пока тоже нет ясности, дискуссия на ПМЭФ о том, как осенью будет строиться бюджет, могла покрывать максимально широкое поле.

Министр финансов Антон Силуанов признал вчера, что сократить бюджетный дефицит ниже 3% в 2017 году будет "вряд ли возможно". При этом Минфин по-прежнему отказывается от наращивания внутреннего госдолга, опасаясь даже не столько резкого увеличения стоимости обслуживания ОФЗ, сколько готовности части правительства использовать возможность займов как аргумент против сокращения расходов бюджета в принципе. Антон Силуанов заявил о готовности Минфина в 2017 году тратить на покрытие дефицита части средств ФНБ до 2 трлн руб. (в плюс к около 1 трлн руб., которые могут остаться в Резервном фонде после расходов 2016 года).

В свою очередь глава ЦБ Эльвира Набиуллина выступила на ПМЭФ с заявлением, которое описывает будущую политику ЦБ при такой тактике Минфина. На каждый сверхплановый процент бюджетного дефицита ЦБ намерен сокращать потенциальное снижение ключевой ставки на тот же процент. Это можно считать комментарием к задаче, поставленной Дмитрием Медведевым перед правительством: без сокращения федеральных расходов ЦБ просто откажется в дальнейшем удешевлять стоимость денег в экономике, добиваясь в любом случае снижения инфляции до 4% уже к концу 2016 года.

В отсутствие реальных проектировок бюджета торг идет пока только за принципы его построения. В этом смысле ПМЭФ — хорошая площадка для выяснения позиций сторон, которые могут быть довольно резкими. Так, глава Счетной палаты Татьяна Голикова на "бюджетном" круглом столе заявила о неэффективности работы институтов развития и бюджетных каналов, связанных с ними, для экономики. Глава же Центра стратегических разработок Алексей Кудрин, как выяснилось, не поддерживает идею ограничения расходов на зарплаты в бюджетном секторе — притом что считает "бюджетную консолидацию" важнейшим проектом 2016 года. Он пошел даже дальше, предложив считать уровень доходов домохозяйств в экономике "основным KPI" для правительства. В целом, как показал первый день ПМЭФ, почти списанная за последние полгода идея реанимации внутреннего спроса через перераспределение средств бюджета на потребление имеет гораздо больше сторонников, чем принято думать.


Самые популярные надписи на футболках Заказ футболок от наггано

Комментариев нет:

Отправить комментарий